#sp-bottom{ background-image:url("/images/demo/bottom-bg.png");background-attachment:fixed;padding:80px 0 305px 0; }

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Чайка»

297493 Республика Крым,
г.Евпатория, пгт.Заозерное, ул.Чкалова, д.50В

Подготовила:
музыкальный руководитель
Высшей категории
МБДОУ «Д/С №34 «Чайка»
Туркина Е.А.

                                                        

         Сказкотерапия - это процесс активизации потенциала личности,  возможность поверить в свои силы, лечение сказками, при котором происходит совместное  с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент терапевтическими.

         Сказкотерапия - процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переноса сказочных смыслов в реальность. В музыкально - сказочной обстановке  проявляются потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное появляется чувство защищенности.

         С раннего возраста, осознавая  «сказочные уроки», ребенок отвечает на вопрос: «Чему нас с тобой учит сказка?», сопоставляя ответы со своим поведением, становится активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».  Вовлекая дошкольника в сказочно – театральную деятельность, необходимо учитывать, что сказка должна быть близкой и доступной для ребенка, и сюжетная линия выстраивается с учетом его интересов и увлечений (это позволяет создать позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать его), используются слова, максимально приближенные к его ведущей коммуникативной системе.

         Метод  сказкотерапии актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и, конечно же самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение  в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка является средством, которое позволяет ребенку понять свои проблемы и справиться с переживаниями. Поэтому метод Сказкотерапии способствует становлению ребенка как творческой личности.

         Музыкальный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Эффективность ее очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.

         Приобщение детей 3-7 лет к музыкально-театральному творчеству в условиях детского сада осуществляется в рамках создания музыкальной сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение, учит его экспериментировать, свободно общаться со сверстниками, управлять эмоциями. Все эти качества очень пригодятся в дальнейшей жизни.

         Творческая деятельность и развитие музыкальных  способностей человека – это составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность, рождающая нечто новое, свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человека самого себя, прежде всего в духовной сфере.

    Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследователи  Л. С. Выготский,  А.Н.Леонтьев, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко, А.И.Волков и многие другие.

   Театральная деятельность – это самый распространенный вид  детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление от окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

   Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к  познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, системности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

   Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

   Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

  Театрализованные игры и сказочные  спектакли позволяют детям с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

   Занятия театрализованной деятельностью предоставляют детям мир возможностей не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

   В моей  работе театрализованная деятельность занимает большое место. Каждый раздел музыкального занятия пронизан инсценированием, обыгрыванием  каждой роли, каждого персонажа в игре, в танце дети также проживают истории и передают их содержание в движениях. Дети от 3х до 7ми лет с большим удовольствием участвуют в  театрализованных постановках, инсценировках, играх- драматизациях. Я активно использую в работе различные виды театра: театр масок, би-ба-бо, пальчиковый, настольный.С целью более эффективного развития творческих способностей детей, на занятиях, в индивидуальной работе применяю театральные атрибуты, игрушки, кукольные персонажи.

   Особенно полно и ярко театрализованная деятельность прослеживается в спектаклях и инсценировках, которые дети представляют на суд зрителя в утренниках. Утренник представляет собой отчетную форму за определенный период деятельности детей. Это и маленькие инсценировки, и инсценированные стихотворения, и песни общего и сольного исполнения, и сольные танцы и мини – спектакли, и, наконец, театральные постановки. Также театральные постановки пользуются большой популярностью на вечерах развлечений. Так как спектакли готовятся артистами отдельно от всех детей,  то исполнение перед зрителями, будь то родители, гости или ребята из других групп или из своей,  очень благотворно влияет на эмоциональный фон исполнительства. Под воздействием зрительской атмосферы артисты более ярко вживаются в исполняемый образ и пытаются наиболее правдивее передать его. Но для того, чтобы спектакль увидел зритель, предстоит большая работа по подготовке. Главное, чтобы спектакль соответствовал возрастным особенностям детей, был понятен и доступен для понимания, соответствовал теме праздника или развлечения. Вся подготовительная работа делится на этапы:

- читка сценария;

- распределение  ролей;

- работа над текстом и речью;

- игра на сцене;

- работа над песнями и танцами (ритмопластика);

- эмоциональное исполнение в костюмах.

  Попутно, в процессе работы над спектаклем дети узнают основы театральной культуры – знакомятся с элементарными понятиями, профессиональной технологией (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

   Работая по данному направлению музыкальному руководителю  необходимо приложить большие усилия над выполнением целей и поставленных задач:

- формирование и воспитание свободной и всесторонне развитой, эстетично нацеленной личности, готовой к творческой деятельности в любой отрасли;

- активизировать  познавательный  интерес детей;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;

- снимать зажатость  и скованность;

- развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;

- учить согласовать свои действия с другими детьми;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

- учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;

- развивать чувство ритма и координацию движений;

- развивать пластическую выразительность и музыкальность;

- развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

- пополнять словарный запас;

- учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

- знакомить с театральной терминологией;

- воспитывать культуру поведения в театре.

   В моей работе театральная деятельность детей занимает огромное место. Начиная с раннего возраста дети знакомятся со сценками, спектаклями, театральными этюдами, инсценированными песнями и стихотворениями.

  В 1й младшей группе – это исполнение ролей взрослыми, детей старшего возраста, различные виды спектаклей (кукольный, варежки, настольный, теневой). Сами дети играют роли зверей (поют песни, танцуют танцы, передают повадки, движения персонажей).

  Во второй младшей группе дети сами становятся исполнителями небольших ролей в соответствии с их возрастными особенностями. Также инсценируют песни, стихотворениями.

   В средней группе дети изучают азы актерского мастерства и сами становятся актерами – играют спектакли, в соответствии с возрастными особенностями, инсценируют песни, стихотворения.

  В старшей группе спектакли носят более глубокий смысл. Артисты исполняют роль эмоционально, речь более четкая и выразительная. В содержание спектакля вводятся сольные и подгрупповые танцы, песни, сцена пантомимы. Дети должны точно знать свой выход (в какой момент, под какую музыку). Дети старшей группы умело ориентируются на условной сцене, владеют месторасположением персонажей, четко знают линии зала. С середины года маленькие артисты уже могут исполнять небольшие роли в 1й младшей группе. Это очень повышает их артистическую самооценку, доставляет моральное удовлетворение, раскрепощает их. Кроме спектакля в каждом утреннике много песен, танцев, стихотворений, которые ребята исполняют сольно и подгруппами. Такие номера становятся в тайне от всей группы и на празднике служат интересным сюрпризом, как для зрителей, так и для остальных ребят группы. Такие выступления побуждают всех ребят быть артистами на утреннике. В старшей группе я стараюсь так распределить нагрузку, чтобы каждый ребенок исполнил посильную ему роль.

   В подготовительной группе театральная деятельность детей приобретает более сложную форму. Сказочные спектакли имеют гораздо больший объем, усложняются и увеличиваются диалоги. Дети свободно и эмоционально исполняют свои роли самостоятельно, получая от этого удовольствие. Раскованно ведут диалоги со взрослыми персонажами подражая им. Дети подготовительной группы являются незаменимыми помощниками во всех садовых праздниках и вечерах развлечений, с большим удовольствием играют роли в различных праздниках и показывают свои индивидуальные песни и танцы. Выступая на общих мероприятиях ребята ощущают себя настоящими взрослыми артистами, становятся увереннее в себе.

   Планируя работу на учебный год я постепенно усложняю репертуар и к концу года он существенно отличается от того, что дети исполняли в начале учебного года. Увеличиваются временные рамки и сложность.

   Процесс создания  музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагога кропотливой работы. Развивающая направленность игровых занятий,  инсценировок, драматизаций, театрализованной деятельности помогает детям независимо от возраста, способностей, характера включиться в познавательный творческий процесс, а воспитателю выполнить три основные задачи:  воспитывающую, организующую и обучающую.  Основной целью создания музыкальной сказки с детьми дошкольного возраста  является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира.

  

gov president gov gosduma gov gosovetrk gov minobr gov rosobr

 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

nok

 

nok

Наши контакты

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДС №34 «Чайка»

Действует с 28.10.2004

Крым Респ, г.Евпатория, пгт.Заозерное, ул.Чкалова, д.50В, 297493

Поиск по сайту